Анализ надежности железнодорожной техники
Отказы ж.д. техники в эксплуатации приносят существенные финансовые потери как заказчикам, так и заводам-изготовителям, особенно в тех случаях, когда отказы являются повторяющимися или системными, вызванными недостатками конструкции ж.д. техники. ПКБ ЖТ предлагает поиск технических решений, направленных на исключение повторяющихся отказов ж.д. техники.
Для этого используются различные инструменты, в том числе анализ видов и последствий отказов (Failure Mode and Effects Analysis - FMEA), а также видов, последствий и критичности отказов (Failure Mode, Effects and Criticality Analysis - FMECA) ж.д. техники.
Для поиска технических решений, направленных на исключение отказов ж.д. техники, исследуются технические требования и характеристики ж.д. техники, условия ее эксплуатации, основные функциональные состояния, эксплуатационные модели работы.
FMEA - метод, позволяющий идентифицировать значимость последствий видов потенциальных отказов, и обеспечивать меры по снижению рисков. FMEA применяется в общем случае к отдельным видам отказов и их последствиям для системы в целом.
В процессе FMEA определяются:
- наименее надежные элементы конструкции изделия и принимаются решения, направленные на повышение надежности конструкции;
- проводится анализ вариантов конструкторских решений с наименьшими рисками дефектов;
- выбираются альтернативные конструкторские и технологические решения, снижающие риски с учетом уровня технологичности производства, снижения стоимости и повышения функциональной работоспособности изделия (ж.д. техники);
- определяются требования к технологическому процессу и производству, требующие безусловного выполнения.
FMECA - дополняется определением критичности - меры, сочетающей значимость последствий и частоты возникновения отказов. FMECA включает в себя методы классификации значимости видов отказов и позволяет установить приоритетность мероприятий по недопущению или устранению последствий отказа.